Назначение в 1968 году Владимира Фокеева старшим тренером пермского «Молота» ни для кого не было неожиданностью. Он единственный, кто выступал за команду с первых ее шагов в классе «А». За 11 сезонов Владимир провел 370 матчей, в 8 чемпионатах выходил на лед с повязкой капитана. Значок мастера спорта и диплом об окончании педагогического института были весомым дополнением к его спортивной биографии.
Владимир Фокеев
Свои первые хоккейные университеты Владимир проходил на ледяных аллеях сада имени Горького. Это было время, когда взрослые, окружив находившуюся там же площадку с высокими бортами, уважительно произносили фамилии Боброва, Шувалова… Посмотрев на тренировку местных хоккеистов, 10-летний Владимир со своими сверстниками начинал практический курс обучения. Прикрутив к валенкам «снегурочки» и вооружившись самодельной клюшкой, он вместе с друзьями допоздна гонял резиновый каблук или ледышку…
Фокеев был непременным и едва ли не лучшим участником всех школьных хоккейных турниров. На одном из них способного мальчишку заметил тренер «Динамо» Юрий Есенин. Он учил Владимира премудростям игры. Как выяснилось потом, на свою голову: выступая позднее в первенстве города за команду телефонного завода, его воспитанник довольно часто огорчал динамовского вратаря.
Популярность молодому спортсмену завоевать не так просто. Но вот о Владимире Фокееве заговорили раньше, чем он пришел в большой хоккей. В январе 1958 года на стадионе челябинского тракторного завода проходил зональный турнир молодежных коллективов Свердловска, Перми, Челябинска и Новосибирска. Скомплектованная наспех команда пермяков проиграла все встречи, но выступавший за нее 18-летний Фокеев сразу же привлек внимание специалистов. Позднее, подводя итоги турнира, его игру отмечали газета «Советский спорт» и журнал «Спортивные игры». А вскоре тренер «Молота» Виталий Костарев пригласил Владимира в команду мастеров. Но ставить новичка в основной состав он не спешил. И только месяц спустя Владимир вышел на игру со свердловским «Спартаком». Смелый, быстрый и техничный дебютант сразу же запомнился зрителям. Во втором периоде он вышел один на один с вратарем и забил гол.
Но по-настоящему любители хоккея смогли оценить его в последующие годы. В пору становления «Молота» пермским хоккеистам приходилось думать больше о защите, нежели о нападении. Во всех тренерских установках акцент, как правило, делался на контратаку. Наиболее успешно справлялся с этой задачей Владимир Фокеев. Отличная стартовая скорость и позиционное чутье вскоре сделали его опаснейшим форвардом. Свой третий сезон в классе «А» он закончил лучшим бомбардиром команды.
Благодаря поддержке своих партнеров по тройке, Владимир удачно действовал на острие атаки. Аксенов не блистал результативностью, но зато выделялся точным и своевременным пасом; опасны и неожиданны, особенно в средней зоне, были передачи Кондакова.
Новые грани приобрела игра Владимира, когда его партнерами стали Владимир Опарин и Евгений Неволин. Звено это было одной из счастливых находок Виталия Костарева. Опарин обладал незаурядной техникой и слыл умелым организатором атак. Не выпадал из обоймы ансамбля самоотверженный в обороне и остро атакующий в нападении Неволин. Природа не наделила его атлетическим данными, зато высокая скорость часто избавляла от силового единоборства.
И по характеру эти хоккеисты чем-то походили друг на друга: уравновешены, скупы на слова, неторопливы в суждениях. Но на площадке они своей каруселью атак задавали подчас такие задачи соперникам, что на ответ не хватало времени: ворота взяты. О том, какой репутацией пользовались эти хоккеисты, можно судить по такому эпизоду.
В феврале 1963 года в Свердловск приехали хоккеисты братиславского клуба «Слован». Спартаковцы, не блиставшие тогда в чемпионате страны, пригласили для участия первую тройку «Молота». Игру свердловчане начали полным составом, но к середине первого периода тренер «Спартака» Иван Крачевский вынужден был посадить на скамью запасных свою молодежную тройку. На лед вышли пермяки. И хотя им пришлось играть против звена, возглавляемого игроком национальной сборной ЧССР Голонкой, они не подвели своих земляков. Дважды «Слован» выходил вперед – 2:1 и 3:2, и дважды спартаковские защитники с отличных подач Фокеева и Опарина делали счет ничейным.
В течение многих сезонов болельщики разных стадионов страны после объявления по радио о составах команд слышали фразу: «Капитан – Владимир Фокеев, номер десятый…».
Капитан – это, как правило, один из лучших игроков в коллективе. Но товарищи по команде оказывали доверие Владимиру не только за умение завершать атаки. Редкое его самообладание в самых сложных матчах не раз мобилизовывало команду, придавало уверенность в победе.
Встречи «Молота» со свердловскими хоккеистами были всегда трудными для пермяков. И какие бы места в турнирной таблице соперники не занимали, поединки проходили в острой и бескомпромиссной борьбе. Не был исключением и матч, который состоялся в Свердловске в феврале 1966 года. Начало матча неудачно складывалось для «Спартака», но когда свердловчане, проигрывая 0:2 и 1:3, сравняли счет, в действиях пермяков появилась неуверенность. В последнем перерыве, перед выходом хоккеистов на лед, тренер Кузьма Соловьев полушутя-полусерьезно сказал Владимиру: «Ну, капитан, на тебя вся надежда…».
А спартаковские атаки все чаще и чаще закипали у ворот Леонова. Вот, спасая положение, пермяки выбросили шайбу из зоны… Перехватив ее в центре площадки, капитан «Молота» стремительно пошел на сближение с двумя защитниками. Сам Владимир потом не мог объяснить, почему он принял такое решение. Расчет на ошибку соперника? Возможно. Но это был как раз тот случай, когда не подкрепленная логикой дерзость принесла успех. Бросившись навстречу Фокееву, неожиданно упал спартаковец Велижанин, а мгновение спустя такая же участь постигла его партнера по обороне Кузнецова. Путь к воротам был свободен, и капитан пермяков четко завершил в свою пользу поединок с вратарем Пучковым. Этот гол вернул инициативу гостям, и они довели игру до победного конца.
В ходе поединков возникали ситуации и посложнее: иногда потерявшие над собой контроль соперники выясняли отношения запрещенными в хоккее приемами. И какого бы накала не достигали в таких эпизодах страсти, капитан «Молота» никогда не отвечал грубостью на грубость. Появление Владимира на скамье оштрафованных расценивалось как событие, а один из сезонов он провел вообще без удалений… Особенно помогали команде выдержка и хладнокровие капитана, когда «Молот» оставался в меньшинстве. Фокеев не только умело организовывал оборону, но и нередко реализовывал в свою пользу численное преимущество соперника.
Но вот, пришло время расставания с большим хоккеем в роли игрока. И Владимир сразу решил стать тренером. Некоторые тогда говорили, что ему будет трудно работать с командой, в которой он еще вчера был игроком. На первом же собрании с хоккеистами Владимир Фокеев сказал: «Требования будут одинаковые для всех: и для новичка и для ветерана…». Дебютировал он в новой роли осенью 1968 года в Казани. Первый «блин» для него не оказался комом. Хоккеисты провели встречу старательно и открыли чемпионат победой.
Говорят, что время энтузиастов прошло. Теперь все зависит от стимулов, главным образом, материальных. Наверное, это правильно. Но все же мир, в том числе и хоккейный, скучен без Дон Кихотов, людей, сражающихся за идею. Владимир Павлович был «идейным», он думал только об игре, и очень быстро стал «несовременным». То есть роль палочки-выручалочки ему подходила как нельзя лучше, а вот отдать бразды правления Фокееву безоговорочно считалось рискованным.
Теперь-то можно сказать, что риск заключался и в возможности слышать от Фокеева прямой и резкий ответ или, наоборот, нелицеприятный вопрос. Не всем нравилось, что его авторитет среди хоккеистов, болельщиков был недосягаем. Тренер, казалось бы, профессия конфликтная. Не может, ну не может наставник быть в благодушном настроении. Разве что денек, после удачной игры. Палыч тоже не избегал острых разговоров, но оставался при этом удивительно добрым человеком. Он умел выручать и помогать, учить и шутить, подбадривать. А вот чего не умел – так это халтурить и легко забывать беды, неудачи, обиды. А выпало их, увы, немало… В 1995 году Владимира Павловича не стало…
С 1997 года в Перми стал проходить ежегодный традиционный юношеский хоккейный турнир памяти этого замечательного специалиста. Вот его история: 1-й турнир — 4-9 января 1997 года — команда «Молот-1986» (тренер Н. Белобородов) – 2 место, лучший вратарь – Дмитрий Тищенко; 2-й турнир — 4-8 января 1998 года — команда «Молот-1987» (С. Смертин) – 1 место, лучший защитник – Александр Куклин; 3-й турнир — 5-9 января 1999 года — команда «Молот-1988» (А. Винник) — 1 место; 4-й турнир — 4-8 января 2000 года — команда «Молот-1989» (Ю. Овсянников) – 1 место; 5-й турнир — 5-9 января 2001 года — команда «Молот-1990» (С. Пономарев) – 1 место, лучший защитник – Станислав Тунхузин, лучший бомбардир – Михаил Яковлев; 6-й турнир — 4-8 января 2002 года — команда «Молот-1991» (Э. Перевозчиков) – 3 место, лучший вратарь – Никита Ложкин; 7-й турнир — 5-9 января 2003 года — команда «Молот-1992» (А. Бетин) – 3 место, лучший вратарь – Арсений Штраус; 8-й турнир — 5-9 января 2004 года — команда «Молот-1993» (К. Курочкин), лучший вратарь – Евгений Аликин; 9 турнир — 3-7 января 2005 года — команда «Молот-1994» (Р. Щелкунов) – 2 место, лучший бомбардир – Даниил Андреев; 10-й турнир — 4-8 января 2006 года — команда «Молот-1995» (А. Винник) – 2 место, лучший нападающий – Анатолий Голышев; 11-й турнир — 4-8 января 2007 года — команда «Молот-1996» — 4 место, лучший нападающий – Всеволод Селезнев; 12-й турнир — 4-8 января 2008 года — команда «Молот-1997» — 6 место;13-й турнир — 5-8 января 2009 года — команда «Молот-2000» (С. Карташов) – 1 место, лучший бомбардир – Егор Агеев, лучший защитник – Михаил Стенин; 14-й турнир — 5-8 января 2010 года — команда «Молот-1999» (В. Арзамасов) – 1 место, лучший защитник – Марк Павликов, лучший бомбардир – Игорь Зенчиков; 15-й турнир — 5-9 января 2011 года — команда «Молот-2000» (С. Карташов) – 2 место, лучший нападающий – Сергей Цаплин; 16-й турнир — 3-6 января 2012 года — команда «Молот-2003» (В. Чернышев) – 3 место.
Продолжение рубрики следует…