В Пермское УФАС России не первый год поступают звонки и заявления о «надоедливых» смс-сообщениях с рекламой, поступающих на мобильные телефоны жителей города.
Большинство обратившихся устали удалять поступающие сообщения и хотят отключить рассылки, но не знают, как это сделать. В действительности, решение этого вопроса займет не более 5-10 минут.
Во-первых, необходимо внимательно прочитать договор на предоставление услуг мобильной связи заключенный с Оператором. Чаще всего, в тексте договора содержится пункт, согласно которому Абонент, подписывая договор, выражает свое согласие на получение рекламных сообщений, в том числе от третьих лиц.
Если же такая норма в договоре отсутствует, следует обратить внимание на фразу: «С Правилами (условиями) оказания услуг связи Абонент ознакомлен и согласен». В подавляющем большинстве случаев, никто из абонентов не просит представителя оператора связи представить для ознакомления эти самые правила или условия при подписании договора. А зря. В данных документах, издаваемых операторами связи, и действующих только в пределах конкретной организации, может содержаться право оператора на рассылку рекламы, в том числе от других компаний. При этом не ждите, что оператор связи уведомит Вас об изменениях и дополнениях в указанные правила или условия, он может это сделать всего лишь разместив данный документ на своем официальном сайте.
Во-вторых, необходимо отметить, что изменить какой-либо пункт договора или исключить его из текста у абонента не получится, т.к. по своей юридической природе данный договор является договором присоединения и заключить его иначе, как подписать его целиком, согласившись полностью с теми условиями, которые предусмотрел оператор, абонент не вправе.
Таким образом, если в перечисленных выше документах Вы убедились в выражении согласия на получение рекламы, для того, чтобы в дальнейшем не получать надоедливые «смски» далее следует обратиться к оператору связи с письменным заявлением о том, что Вы более не хотите получать на свой мобильный телефон рекламные сообщения.
После получения Вашего письменного заявления (должна быть отметка о получении или почтовое уведомление) оператор ОБЯЗАН прекратить направлять Вам рекламу. В противном случае, это будет свидетельствовать о нарушении оператором связи Федерального закона «О рекламе».
В то же время, необходимо различать рекламные сообщения от сообщений информационных, в которых поименован абонент конкретного номера или указаны иные персональные данные лица, которому сообщение направлялось. То есть, если Вам пришло сообщение вроде: «Такси за 100 рублей», то это реклама, т.к. адресована для всех и каждого, а если «Уважаемый Иван Иванович, у нас появился новый выгодный тарифный план, к которому Вы можете подключиться и экономить свои деньги», то это уже просто информация, за которою оператор ответственности не подлежит. Скорее всего, номер телефона был оставлен Вами самостоятельно при покупке товаров, заказе услуг.
Если всё же смс-сообщения с рекламой приходят Вам с неожиданным постоянством несмотря на поданное Оператору связи заявление, это повод обратиться в антимонопольный орган.
При этом необходимо отметить, что заявление подается в антимонопольный орган по месту государственной регистрации юридического лица – оператора связи в письменной форме с приложением документов, подтверждающих признаки нарушения законодательства. Это могут быть фотографии экрана мобильного телефона, а также документы о наличии у Вас действующих договорных отношений с Оператором связи и направление ему заявления с просьбой отключить рассылку.
Получив Ваше заявление, антимонопольный орган вправе наказать виновника за осуществление рассылок без Вашего согласия, выдав предписание о прекращении нарушения (рассылки) и наложив административный штраф в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Ссылки на источники: perm.fas.gov.ru — http://perm.fas.gov.ru/news/11863