Карт — удивительная машина. Конечно же, прежде всего очарованным взглядом его окидывают мальчишки. При виде карта им не терпится потрогать его руками, прикоснуться к рулю. А уж сесть в него и рвануть с места…
История происхождения картинга еще раз наглядно иллюстрирует расхожую истину о том, что все гениальное было изобретено или из лени, или от скуки, или военными. Считается, что рождение картинга – это заслуга американских летчиков, ищущих развлечения в томительно тянувшиеся минуты между полетами во время второй мировой войны. Во время дежурства на аэродроме эти вояки приспособили к тележке для перевозки багажа мотоциклетные двигатели и начали совершать на них поездки по летнему полю. Затем, сделав несколько подобных машин, стали проводить на них соревнования-гонки. Однако это было всего лишь развлечением.
Тогда никто не мог представить, что спустя несколько лет это развлечение превратится в популярный вид автоспорта, который даст миру много великих гонщиков. Инициатива исходила от Арта Ингельса, механика отделения фирмы «Куртис крафт компани» в Глендейле, которая выпускала гоночные автомобили в Индианаполисе. В августе 1956 года Ингельс построил первый карт. Это был несложный карт, высокий, с примитивным ручным тормозом. В качестве силовой установки использовался двигатель от газонокосилки «Уэст бэнд» мощностью 1,84 кВт.
Бурное развитие картинга в Европе началось в 1958 году после того, как в Англию привезли пять картов. Моментально появилось множество фирм, специализирующихся на производстве картов, строились специальные картодромы, шли дискуссии о правилах. О темпах развития картинга и огромной его популярности свидетельствует такой факт: в 1960 году только в Англии было 120 фирм, выпускающих спортивные микроавтомобили. Картинг стал доступен многим. Популярность картинга частично объясняется тем, что первые карты имели довольно простую конструкцию – для изготовления применялись те материалы и узлы, что были под рукой. Например, колеса брали от мотороллеров, а однажды встретился карт, сиденье которого было изготовлено… — из алюминиевого тазика! Сделать такую технику можно было в любой школьной мастерской.
Вскоре карты начали разделять на две разновидности: дорогие спортивные машины для гонщиков-профессионалов и более дешевые, для проката в картинг-клубах. Однако в общих чертах они похожи: рама в качестве основания машины, мотор, кресло пилота, рулевое управление, тормоза и отсутствие подвески (именно поэтому машина едет очень жестко и требует идеального асфальта). Модели для развлечения к тому же обычно лишены коробки передач – только газ и тормоз.
Началом развития картинга в нашей стране как вида автомобильного спорта считается 3 декабря 1960 года — день утверждения Федерацией автомобильного спорта СССР. Первый карт был построен в 1960 году в Курском городском дворце пионеров. В 1962 году состоялись первые всесоюзные соревнования картингистов. К моменту распада СССР, в 1991 году, в стране существовало пять тысяч секций при школах, дворцах пионеров, станциях юных техников, вузах, техникумах, научно-исследовательских институтах, спортивно-технических клубах. Количество людей, занимающихся картингом, достигало 130 тысяч человек. Ежегодно проводились чемпионаты союзных республик, СССР. К сожалению, после обретения союзными республиками независимости картинг пришел в упадок по вполне объективной причине — отсутствие финансирования со стороны государства. В положительную сторону ситуация изменилась лишь в последние годы.
Занимательно то, что картинг является самым семейным видом спорта. В нем нет возрастных или каких-либо иных ограничений. Им могут заниматься дети, начиная уже с пяти лет. В одном время на трассах можно было увидеть как «малышню-карандашню», так и вполне взрослых дядек и теток. Кстати, девушки сражаются за звание лучших наравне с парнями. И очень часто выигрывают. Слабый пол, называется. Для большинства звезд Формулы-1 именно картинг был первым шагом в мир большого спорта. С него свою карьеру начали Михаэль Шумахер, Фернандо Алонсо и другие всемирно известные гонщики. Во всем мире на специальных картинговых трассах дают карт на прокат за небольшую плату. Это безопасное увлекательное и одновременно полезное развлечение. Посетители картодромов знакомится с азами управления автомобилем, а также с конструкцией и эксплуатацией двигателя и шасси. Правда, больших скоростей эти карты не развивают, но на первом этапе знакомства с техникой это не столько уж важно, настанет время и для скоростей.