В канун Нового года знаменитый Пермский оперный театр представил новую трактовку популярного балета Чайковского «Щелкунчик». Свежий взгляд на классику презентовал главный балетмейстер пермской оперы Алексей Мирошниченко.
Общеизвестным фактом является то, что «Щелкунчик» — это самый популярный балет в мире, поставить который считает своим долгом любая мало-мальски уважающая себя балетная труппа. В то же время, большинство повторяют классические версии балета от Юрия Григоровича и Василия Вайнонена. По мнению специалистов, в «Щелкунчике» скрыта проблема. В 1892 году балет готовил к постановке гениальный демиург петербургского балета Мариус Петипа, ранее поставивший с Чайковским «Спящую красавицу». По личным обстоятельствам (у него умерла пятнадцатилетняя дочь), Петипа на несколько лет отказался от работы. Постановку доверили Льву Иванову, помощнику Петипы. Позже он прославится гениальной постановкой «Лебединого озера», однако в «Щелкунчике» ему не удалось противостоять гению Чайковского, который творил музыку, в которой, по мнению музыковедов, даже в моменты наивысшего счастья звучит трагедия рушащегося мира. В итоге «Щелкунчик» стал настоящим образцом конфликта драматургии и музыки.
Весь прошлый век эту проблему пытались решить по-разному. Пермский балетмейстер решил переписать либретто, взяв за основу оригинал — сказку Гофмана. Сюжетная линия отсылает в 1892 год на петербургскую улицу. Алексей Мирошниченко, по словам экспертов, сумел не только убедительно продемонстрировать свои постановочные возможности, а также богатейший творческий ресурс труппы. Пермский «Щелкунчик» стал настоящим пиршеством актёрских работ, как крупных, так и небольших, создающих на сцене оперного театра многослойность настоящей жизни.