Каждая партия топлива для заправочной станции имеет свой паспорт. В нем – самые важные показатели, которые отражаются на качестве, стоимости топлива. Один из таких параметров (особенно для дизельного топлива) – это вязкость нефти и нефтепродуктов.
Этот показатель отражает свойство жидкости оказывать сопротивление перемещению ее частиц при движении или силу сопротивления смещения одного слоя жидкости по отношению к другому. На предприятиях, которые производят различные виды топлив, осуществляются обязательные исследования полученной продукции по этому показателю. Для чего это делают?
Бензин считается не слишком вязким топливом, если сравнивать его с другими жидкими нефтяными видами топлив. Вязкость влияет на скорость подачи топлива, на распыление в карбюраторе и на экономичность двигателя.
Если в паспорте качества бензинов на АЗС и их «Основных технических параметрах» вязкость чаще всего не указывается, то для дизельного топлива эта характеристика обязательна. Вязкость дизельного топлива отражается на работе транспортных средств. В частности, если показатель ниже, чем нужно, то вещество гораздо хуже смазывает детали. В итоге топливо может блокировать зазор плужерных пар топливного насоса. Повышенные показатели могут быть чреваты появлением большего объема дыма, ухудшением прокачиваемости и образования топливной смеси, увеличением расхода топлива.
Первые тесты начинаются еще при добыче нефти, проходят они и на нефтеперерабатывающих завода, нефтебазах. В лаборатории исследуют несколько типов вязкости: динамическую и кинематическую.
Динамическая вязкость получается путем расчетов по формуле: показатель кинематической вязкости × плотность вещества.
Кинематическую вязкость измеряют вискозиметром. Проба топлива под действием силы тяжести протекает по калиброванному капилляру. Полученное время истечения умножается (на некоторых приборах – автоматически) на индивидуальную постоянную вискозиметра (зависит от прибора). Таким образом измеряется кинематическая вязкость.
Контроль этого и других показателей может проводиться даже после поступления топлива на автозаправочные станции: некоторые сети заправок пользуются услугами мобильных лабораторий или создают свои собственные.
Проверка качества топлива – задача ответственная, поэтому все лабораторные приборы должны осуществлять тесты качества по ГОСТ (для вязкости это ГОСТ 33-2000). Компания ООО «БМЦ Лаб» предлагает лабораторное оборудование от белорусского производителя ЗАО «БМЦ», который уже 20 лет занимается проектированием и изготовлением нефтехимического оборудования. В ассортименте есть в том числе и прибор для анализа вязкости − «Термостат А2М». Он подходит для установки как в стационарных, так и в мобильных лабораториях, является средством измерений и внесен в Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь.
Точные результаты, автоматическая работа и надежность – проверка вязкости будет проходить легко и быстро.