Президент России подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков».
В целях повышения стабильности функционирования финансового рынка и эффективности надзора за его субъектами, создания единого регулятора рынка капиталов, а также преодоления дублирования функций различных органов Федеральным законом предусматривается создание на базе Центрального банка Российской Федерации (Банка России) мегарегулятора финансового рынка.
В частности, Федеральным законом в ряд федеральных законов вносятся изменения, предусматривающие передачу Банку России полномочий по контролю и надзору за деятельностью некредитных финансовых организаций, в том числе участников рынка ценных бумаг, субъектов страхового дела и микрофинансовых организаций, за деятельностью бирж, инвестиционных и пенсионных фондов, а также полномочий по контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.
Федеральным законом предусматривается также передача Банку России ряда полномочий Минфина России и Правительства Российской Федерации по нормативному регулированию финансового рынка. Так, Банк России наделяется правом издавать нормативные акты, регулирующие отношения в указанной сфере.
В связи с расширением функций Банка России повышается статус Национального банковского совета, и он переименовывается в Национальный финансовый совет.
Создание единого мегарегулятора также направлено на экономию средств федерального бюджета, которые расходуются на содержание нескольких федеральных органов государственной власти.
Аналитический комментарий Тамары Касьяновой, к.э.н., первого вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров»о возможных трудностях функционирования нового мегарегулятора:
«Одновременно включая в себя надзорные и регулирующие функции, работа мегарегулятора будет серьезно осложнена. Фактически, новый орган будет осуществлять надзор и регулирование двух конкурирующих групп: финансовые рынки и банковский сектор, что может привести к серьезному конфликту интересов. Дело в том, что специфика банковского сектора такова, что для его развития иногда требуется принятие решений, которые противоречат развитию финансового рынка. Именно поэтому мегарегуляторы в зарубежных странах, как правило, наделены только надзорной функцией (Япония, Финляндия, Норвегия).
Другой вопрос, вызывающий опасение – организационный. При объединении нескольких органов, непроизвольно возникает ситуация, при которой на первый план выходят текущие, организационные вопросы; происходит распределение обязанностей и полномочий, обсуждаются различные решения, в результате чего некоторое время основная работа органа, как правило, вынуждено простаивает. В условиях финансового сектора такие простои могут обернуться значительными потерями, потому что финансовые рынки требуют к себе беспрерывное, повышенное внимание».
Аналитическая служба «Российского клуба финансовых директоров».
Ссылки на источники: http://президент.рф — http://xn--d1abbgf6aiiy.xn--p1ai/