Комиссия Пермского УФАС России признала факт нарушения Закона о защите конкуренции в действиях Министерства социального развития Пермского края и подконтрольного ему КГАУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения №3». Нарушение выразилось в том, что автономное учреждение совмещало в себе функции хозяйствующего субъекта с функциями органа власти при распределении бюджетных средств, выделяемых на нужды детей-сирот. Дело возбудили на основании обращения прокуратуры Пермского края, куда поступило заявление от одного из участников торгов на предоставление социальных услуг для детей-сирот.
Торги на оказание данных услуг были организованы КГАУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения №3», которое, в соответствии с госзаданием Министерства и действующим законодательством обязано было предоставлять данные услуги самостоятельно. Вместо этого, автономное учреждение решило провести торги на право оказания этих услуг другими организациями, т.е. выступило в качестве посредника. При этом предполагалось использовать бюджетные средства, выделенные учреждению в качестве субсидий для выполнения данных функций. Напомним, что на оказание государственных услуг по социальному обеспечению населения в 2013 году автономным учреждениям всего было выделено 1 млрд. 121 млн. рублей.
Данное учреждение не имело права самостоятельно формировать и размещать государственный заказ на оказание бюджетных услуг населению, так как в рамках государственного задания эти действия должны осуществляться Министерством социального развития. При этом действия автономного учреждения по организации торгов осуществлялись с ведома Минсоцразвития, которое, фактически, само наделило КГАУ функциями и полномочиями органа государственной власти.
Отметим также, что торги проводились по внутренним правилам автономного учреждения (по закону 223-ФЗ о закупках отдельными видами юридических лиц), а не в соответствии с Законом о размещении заказов. Кроме того, ранее в Пермское УФАС России уже поступала жалоба на данные торги, в результате рассмотрения которой было установлено, что они прошли с нарушениями.
Таким образом, подконтрольное Минсоцразвитию автономное учреждение «Центр психолого-медико-социального сопровождения №3» с ведома министерства совместило в себе функции хозяйствующего субъекта и органа государственной власти, что является нарушением Закона о защите конкуренции. Министерству социального развития Пермского края и автономному учреждению выдано предписание, направленное на устранение данного нарушения.
«В результате рассмотрения этого дела мы видим, что автономное учреждение, вместо того, чтобы оказывать услуги своими силами, как того требует закон, пыталось переложить эти функции на другие организации. Возникает вопрос, для чего тогда учреждению утверждать штатное расписание со ставками специалистов, если они не привлекаются?», — отметил и.о. руководителя Пермского УФАС России Антон Удальёв.
Пресс-служба Управления ФАС России по Пермскому краю.