Эту криминальную историю рассказали сегодня в ГУ МВД России по Пермскому краю. Еще в июле 2009 года житель Суксунского района обратился в Кунгурское отделение банка с жалобой на контролера-кассира в селе Брехово Ирину К. Он утверждал, что на его сберегательной книжке отсутствуют перечисленные им же деньги. На место выехала комиссия банка, которая установила факты неоднократного хищения денежных средств со сберкнижек вкладчиков.
После чего сотрудники Суксунского ОВД проверили всех вкладчиков отделения, которые обслуживались этим кассиром. Стражами порядка был установлен 81 потерпевший, из которых 10 человек уже умерло. На протяжении многих лет руководство Ирины К. не обнаруживало недостач.
По данному проверочному материалу в отношении контролера-кассира было возбуждено уголовное дело по статье 160 УК РФ «Присвоение или растрата». И снова назначена банковская ревизия, а затем судебно-бухгалтерская экспертиза, во время проведения которых устанавливался причиненный гражданам ущерб. Выяснилось, что женщина похищала деньги на протяжении 11 лет. Общая сумма достигла почти двух миллионов рублей.
«Была проведена большая работа по поиску потерпевших. Мы размещали объявления в СМИ, администрации сельских советов четырех населенных пунктов проводили собрания жителей. На них группа следователей совместно с участковыми доводили до граждан ход расследования по уголовному делу и разъясняли права и возможности по возмещению причиненного им ущерба. Со своей стороны жители района помогали в расследовании дела», — говорит начальник следствия отдела полиции «Суксунский» Александр Ильин.
За одиннадцать лет Ирина придумала несколько схем обмана клиентов. Злоумышленница пользовалась доверием местных жителей, ведь зачастую они не обращали внимания на те цифры, которые она вписывала в приходные и расходные ордера при приеме или снятии денежных средств со счетов. Чтобы скрыть совершаемые хищения от руководства банка и от вкладчиков, она собственноручно делала записи в сберегательных книжках о том, что на счету находятся денежные средства, не используя при этом предназначенную аппаратуру. По этой причине вкладчики были введены в заблуждение и не знали истинного состояния их счетов.
При приеме вкладов часть суммы или всю сумму она присваивала себе, а в сберегательной книжке делала ложную запись, что сумма зачислена в полном объеме.
Ничего не подозревающие клиенты ставили подписи в указанных ею графах.
В ходе расследования выяснилось, что многие из сберегательных счетов уже давно числились закрытыми или не открывались совсем, то есть книжки есть, а счета – нет. Получалось, что ущерб банку не причинен.
Были случаи, когда при снятии средств вкладчиками она списывала денежные суммы больше, чем требовалось. Разница «оседала» в кармане контролера-кассира. В самой же сберегательной книжке была указанна та сумма, которую запрашивал клиент.
При обращении нового вкладчика – часть денег брала себе, другую — вносила на счет ранее обманутого – тем самым погашала свой «долг». Поэтому частные банковские проверки не выявляли нарушений, а определить сумму причиненного ущерба становилось намного сложней.
В конце каждого рабочего дня контролер-кассир должен отчитаться о наличии денежных средств в кассе, количество которых должно совпадать с бухгалтерскими документами. Все цифры сходились на протяжении 11 лет!
Сотрудники полиции проверили более 150 сберегательных книжек: делали их копии и сверяли данные со счетами в банке. Так были выявлены не учетные счета, а также не проходящие по программе банка операции. Экспертами-специалистами было проведено более 90 почерковедческих экспертиз. Все они доказывали вину Ирины К. Под давлением таких неоспоримых доказательств, женщина признала свою вину, но попросила, чтобы суд учел это как смягчающее обстоятельство.
Усложнял работу полицейских и тот факт, что за эти годы неоднократно происходило переименование банка, таким образом, стражам порядка предстояло проверить огромное количество документации. Несколько раз менялась квалификация преступления.
«Мы вменили гражданке Ирине К. 71 эпизод по статье УК РФ «Мошенничество», из которых 25 эпизодов были прекращены за примирением, — продолжает Александр Ильин. — В связи с большим количеством потерпевших и огромным объемом уголовного дела — 23 тома, — судебное следствие продолжалось около трех месяцев, в ходе которого были допрошены все участники уголовного дела».
Не дождавшись окончания следствия, многие потерпевшие обращались в суд с гражданскими исками о возмещении причиненного ущерба, и по его решению банк выплачивал причиненный гражданам ущерб.
На момент возбуждения уголовных дел на сберегательных книжках самой подозреваемой не было больших денежных сумм. Ее семья вела скромный образ жизни и ничем не выделялась среди местных жителей.
Суксунский районный суд признал виновной Ирину К. в мошенничестве и приговорил к трем годам лишения свободы условно. Кроме этого экс-кассир должна возместить ущерб банку.