Святки длятся с Рождества Христова до Крещения Господня. Традиция празднования святок уходит корнями в глубокую древность.
Ученые считают, что в дохристианской Руси святки связывали с именем бога Святовита. Предполагают, что Святовит — одно из имен верховного бога Перуна. Славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь. Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души предков спускаются на землю, и в этот момент у них можно «выпросить» и обильный урожай, и пригожего мужа, и денег, и вообще все, что угодно.
Христианская традиция празднования святок также известна с древности. Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и праздновали две недели после Рождества. По одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа.
С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Однако отношение Русской Церкви к святочным гуляниям было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.
Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ славит Рождество и милосердие Господа.
Святки всегда были общенародным праздником, на это время как будто исчезали сословные границы, всех объединяла общая радость. По количеству обычаев и народных примет с этим периодом года может сравниться, пожалуй, только Масленица.
В допетровские времена был обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого крещения.
Любимое народное развлечение на святки — рядиться и колядовать. В Российской империи молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей вроде Иванушки-дурачка и шла колядовать по деревне или городу. Главным персонажем среди колядующих всегда был медведь. Им старались одеть самого толстого парня. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки. Колядки — это что-то вроде кричалок, в которых восхваляется хозяин дома и у него выпрашиваются угощение. Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали и правила. Хозяина, например, величали «светел месяц», хозяйку — «красным солнцем», детей их — «чистыми звездами».
Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым, конечно, в шутку.
Откуда пошло само слово «коляда», не ясно. В разных частях России это слово имеет разный смысл — сочельник, подарки, славить Христа.
Еще один святочный обычай — собираться всей семьей по вечерам, звать гостей, рассказывать сказки и загадывать загадки. Молодежь собиралась поплясать, днем — покататься на санях, поиграть в снежки. После святок всегда было много свадеб.
Также была святочная традиция — «баловство». Дети и подростки собирались по ночам большими ватагами и озорничали как могли. Классической шуткой было заколотить снаружи ворота в каком-нибудь доме или разворошить поленницу дров. Еще одно развлечение — ритуальное похищение чего-либо. Похищать можно было все что угодно, но обязательно с шумом и песнями, а не тайком. В последствии похищенное возвращали.
Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда.
Ссылки на источники: текст и фото — http://www.pravmir.ru/nastali-svyatki-to-to-radost/