Во второй раз за историю своего существования особая зона станет площадкой для театральных постановок. Впервые это произошло в 2010 году во время премьеры оперы Бетховена «Фиделио».
Познакомиться с первой театральной постановкой на территории бывшего лагеря гости форума смогут, пройдя через прогулочные дворики и барак по направлению к сцене. На своем пути зрители увидят восстановленные визуальные «приметы» проекта «Фиделио».
Основными театральными событиями «Пилорамы-2011» станут два спектакля проекта «Человек.doc» московского театра «Практика» — «Александр Гельман. Последнее будущее» и «Олег Генисаретский. Последняя одиссея», а также два моноспектакля талантливейшего актера Алексея Девотченко. Традиционно в форуме примет участие московский театральный проект «Возращение», зрителям артисты представят две поэтические композиции на стихи Юлии Панышевой.
В основе спектакля «Последнее будущее» непростая, порой трагичная, одновременно смешная и грустная история жизни драматурга Александра Гельмана. Мало кто знает, что во время войны писатель потерял всех близких — из 14 человек на глазах у маленького мальчика погибли 12. Залогом самосохранения ребенка из еврейского гетто стала безудержная игра в войну.
В «Последней одиссее» философ Олег Генисаретский играет сам себя: серьезный ученый, доктор наук и театральная сцена. Сложно представить более несовместимые вещи! Кажется, сейчас он начнет читать зрителям лекцию. Но вместо этого профессор «хулиганит»: расхаживает по сцене со шваброй в руках, ругается с режиссером, рассказывает о своем счастливом детстве и занятиях йогой.
«Эпитафия» Алексея Девотченко — прочитанные «Дневник неудачника» Эдуарда Лимонова и поэма Тимура Кибирова «Сквозь прощальные слезы». Язык прозы Эдуарда Лимонова подчас шокирует, но шок снимается пронзительными, горькими, ироничными стихами Тимура Кибирова и музыкой в исполнении скрипача Бориса Кипниса. Зрители сами готовы иронизировать вместе с авторами спектакля над прошлым и настоящим, но ирония сменяется сожалением о том времени, когда все они были молоды и еще питали иллюзии.
В свою очередь «Вальс на прощание» — особый жанр, страстное, волнующее обращение к современнику. Композиционный стержень спектакля держится на стихах великого русского поэта Иосифа Бродского. Это спектакль-размышление, спектакль-раздумье, попытка понять причину печальной русской действительности, исследовать поэзию и прозу русской жизни, которая не дает обрести гармонию, выталкивает талантливого человека в изгнание или …. в тюрьму. Он ни в коем случае не претендует на «спектакль о Бродском» или «про Бродского», он — обо всех нас. Непонятых, зачастую презираемых, изгнанных, вынужденно ушедших во внутреннюю эмиграцию. И поэтому в спектакле используются тексты А.Солженицына, В.Буковского, М.Ходорковского.
Напомним, Международный гражданский форум «Пилорама 2011» пройдет с 29 по 31 июля на территории музея ГУЛАГа «Пермь 36». Главная тема форума в этом году — «Мир несвободы и культура. 20 лет спустя».
Ссылки на источники: http://www.perm36.ru — http://www.perm36.ru/