18+
Журналистская колонка Сергея Онорина
20.12.2013

Эхо из прошлого пермского футбола. «Первые скрипки» часть II

В этом материале я продолжаю вспоминать некоторых пермских игроков из прошлого, которые в разные годы действительно играли «первую скрипку» в футбольном коллективе «Звезды», представлявшей Пермь на всесоюзной арене.

Первый «баянист» Урала

Спортивным болельщикам привычно английское словосочетание хет-трик, буквально переводимое как «трюк со шляпой». Так на иностранный манер называют тройной успех в матче. Получает распространение еще одно западное заимствование: того, кто забил четыре гола, именуют «сделавший покер». Нашему отечественному болельщику тоже трудно увязать название карточной игры с удачными действиями бомбардира. А вот как назвать пятикратный успех? Пентель? А шестикратный? Не использовать же латинское «секстус» (шестой)? Понятно, что в профессиональном футболе ныне таких рекордсменов единицы. Да и раньше таких обильных форвардов можно было по пальцам пересчитать. Но очень приятно, что в списке таких футбольных вундеркиндов есть и фамилия игрока пермского клуба.

В 1963 году в матче первенства страны класса «Б» (уровень тех соревнований был подобен нынешнему второму дивизиону) пермская «Звезда» разгромила в Зеленодольске местную команду «Прогресс» со счетом 6:3, а настоящим героем в составе гостей стал форвард Анатолий Васильев, который забил в ворота соперника 6 мячей. А до этого «Звезда» играла в Казани, где Васильев забил 2 гола. Восемь голов в одной поездке… Интересно, что ему на тот момент не было и 19 лет.

Анатолий Василиев родился в Краснодарском крае, а в Пермь переехал со своей семьей, отец у него был военным. Но именно в Перми начал играть в футбол, правда, поздно, в 13-летнем возрасте. Его первым тренером в «Звезде» был Михаил Кабанов. Когда родители уехали из Перми, Анатолий остался, ему дали общежитие. Целый год жил там и учился в школе, получая среднее образование. И играл в футбол. Он был скоростным нападающим. Чаще всего его партнеры забрасывали ему мяч вперед, Анатолий убегал в прорыв и часто забивал. Да и головой он неплохо играл. В том составе за «Звезду» тогда выступал и Павел Садырин.

Ну, а когда «Звезда» вернулась из той самой поездки из Зеленодольска, за ним стали пристально следить футбольные специалисты. В конце сезона в Ижевск на матч с участием «Звезды» приехал второй тренер минского «Динамо» Анатолий Егоров и предложил перебраться в Белоруссию. У него как раз подходил срок службы в армии, и перебраться в динамовский коллектив было бы своевременно. Но тогда в Ижевске Васильев сломал ключицу, а ехать травмированным в один из сильнейших клубов страны Анатолий побоялся (минское «Динамо» в сезоне 1963 года завоевало бронзовые медали).

В 1962 году Васильева уговорили поехать в Горький. Местная «Волга» только что вылетела из первой группы класса «А» во вторую. Там он начал неплохо забивать и получил приглашение в сборную РСФСР, в которую собирали футболистов, просматриваемых, как резерв для высшей лиги. В составе этой сборной Васильев принял участие в международных матчах во Франции и Индии. Но за «Волгу» он отыграл лишь год, минское «Динамо» по-прежнему следило за перспективным футболистом, и все же получило этого игрока в свое распоряжение. А в «Волге» он играл вместе с известными в будущем тренерами национальной сборной Борисом Игнатьевым, Геннадием Костылевым.

В минском «Динамо» в то время играли такие известные футболисты, как: Мустыгин, Малофеев (впоследствии известный тренер этого клуба и сборной СССР), Вергеенко (в будущем главный тренер сборной Белоруссии), Савостиков, Арзамасцев (в будущем тренеры сборной Белоруссии), Погальников, Адамов и другие. Тренировал команду Александр Севидов. За 200 проведенных игр в высшей лиге за минское «Динамо» Васильев трижды становился лучшем бомбардиром команды. Много голов он стал забивать головой. За 8 сезонов в Минске Васильев провел 241 игру, забил 48 голов.

В его биографии была еще команда «Карпаты» (Львов), за которую Анатолий отыграл сезон (провел 17 игр, забил 1 гол).

В одном их своих интервью Анатолий Александрович вспомнил свой самый памятный гол. 22 октября 1967 года минчане играли в Москве с «Динамо», которое тогда лидировало в чемпионате. У великого Льва Яшина в тот день был день рождения (минчане перед матчем преподнесли ему подарок – спиннинг). В том матче Васильев сумел ему забить, а минчане победили – 2:0.

Плечом к плечу с будущими звездами

В 1959 году молодой футболист пермской «Звезды» Юрий Чашин получил приглашение выступить за сборную Советского Союза против юношеской сборной Болгарии. Для пермского футбола было большой честью делегировать своего игрока в стан национальной юношеской сборной.

В той сборной играли известные впоследствии киевские динамовцы Виктор Трояновский, Виктор Серебренников. Чашин достойно отыграл ту игру, которая закончилась вничью.

Футболом Юрий увлекся в послевоенное время. В материале пермской газеты «Хронометр» «В игре и вне игры» (№8 от 23 февраля 2005 года)  Юрий Петрович рассказывал: «Улица Чкалова, где проживала моя семья, была застроена тогда не многоэтажками, а бараками. А места нынешних магистралей и автостоянок сплошь и рядом занимали футбольные поля. Играли пацаны уже не баллонами из тряпья и опилок, как в войну, а «взаправдашними» резиновыми мячами. Как-то ноги сами привели меня, влюбленного в зеленое поле и мяч, в детскую футбольную секцию при заводе имени Сталина. Команда мастеров предприятия тогда играла в классе «Б» чемпионата страны. Тренировки проходили 3 раза в неделю. Мой первый тренер – Николай Леонидович Каров».

Поколение Чашина не оказалось бесталанным. Вместе с Юрием на поле выходил Владимир Фокеев, впоследствии знаменитый старший тренер хоккейного «Молота». В 1957 году на зональных юношеских соревнованиях первенства страны соперники пермской команды оказались очень серьезными. В ленинградском «Адмиралтейце», например, играл  знаменитый позднее форвард Леонид Бурчалкин. Но «зону» неожиданно выиграли пермские футболисты. Всесоюзный финал проходил в Киеве. Тогда в составе киевского «Динамо» выходил Валерий Лобановский, у тбилисцев играли Шота Яманидзе и Анзор Кавазашвили, Михаил Коршунов у спартаковцев. В восьмерке финалистов пермяки заняли 7 место, но поразили соперников волей и характером.

Юрия Чашина пригласили в команду мастеров завода имени Свердлова (позднее футбольный клуб «Звезда») во втором круге чемпионата 1958 года. Руководство завода хорошо относилось к футбольной команде. Коллектив тогда тренировал Александр Максимович Рогов. В Перми при нем рассчитывали только на местных футболистов. Даже соседей – свердловчан и кировчан — не приглашали. В том сезоне ворота защищал Геннадий Баландин, в защите держали «заводскую марку» Евгений Никифоров, Олег Бланов. В полузащите доминировал Валентин Гладких, грозными форвардами были Валентин Рыжков, Николай Малков, Игорь Киров.

Профессионалами тогдашние звездинцы себя не считали. Но к работе относились серьезно. Конечно, нарушений режима избегать не удавалось. Тогда первая лига самолетами не летала. Уезжали, например, поездом на игры в Среднюю Азию, и бывало, что футболисты до двух месяцев не были дома. Утомительная жизнь по гостиницам, общежитиям, спортивным базам. В том же газетном интервью Юрий Петрович признавался, что футболисты порой выпивали, но, разумеется, после игры.

В 1962 году Чашин на полтора сезона оказался в самарских «Крыльях Советов». Команде грозил вылет из высшей лиги. Авиационные начальники договорились между собой и нескольких игроков других «аэрокосмических» клубов бросили на усиление. Во время предматчевого представления команд в составах Москвы, Киева, Тбилиси звучали громкие имена, было от чего закружиться голове. Но у Чашина она не закружилась. Игра у него получалась. Ему даже потом квартиру предлагали, чтобы остался в Самаре. Но душой он стремился в родной город, и вернулся в Пермь. В команде мастеров Чашин играл до 1968 года, завершив карьеру в 28 лет.

Жизнь после большого спорта для многих становится непосильной ношей. Юрий Петрович к проблеме подошел трезво: стал детским тренером. Так он проработал 10 лет. Но при реорганизации детского спорта принял решение уйти. Отнесся он к этому спокойно. Пошел на родной завод, где несколько лет проработал начальником планово-диспетчерского бюро.

Продолжение следует…