18+
Журналистская колонка Сергея Онорина
23.08.2012

«Спорт в Прикамье» — «Грация и только грация»

Художественная гимнастика – специфичный вид спорта. Здесь основой женского изящества и грациозности считается не внешняя красота, а умение свободно владеть своим телом – красивые манеры, поза, осанка, походка…

Никто не будет спорить, что художественная гимнастика развивает не только физические достоинства, но и духовность, женственность, пластичность, музыкальность, грациозность и уверенность в себе. Не случайно победительницей первого в Перми конкурса красоты «Мисс Пермь-88» стала мастер спорта по художественной гимнастике, выпускница спортшколы ГОРОНО №1 Екатерина Мещерякова, завоевавшая позднее титул «Вице-мисс СССР-89».

Спасибо Айседоре Дункан

В конце позапрошлого века швейцарский композитор Эмиль-Жак Далькроз изобрел систему ритмической гимнастики, которая вскоре завоевала поклонников во множестве стран мира. В основе этой системы лежала культура ритма, развитие «моторного», двигательного чувства ритма. При этом Далькроза совсем не интересовала художественная сторона занятий. Совершенно иную школу создала знаменитая американская танцовщица Айседора Дункан. Она целиком вверялась музыке, тем чувствам, которые пробуждала в ней музыка, и искала движения, новый танцевальный язык, чтобы выразить эти чувства. Благодаря ее идеям и стали повсеместно появляться школы художественных движений: Айседора Дункан много ездила по Советской России со своими концентрами. Кроме Москвы и Ленинграда, она побывала на Украине и в Белоруссии. В Крыму и на Кавказе. В орбите ее поездок оказалась и Пермь. 24 августа 1924 года она дала два вечера. Все отмечали отличительные черты ее танца – простоту и необычайную искренность.

Художественная гимнастика свое бурное развитие в Перми получила в конце 50-х годов прошлого века. В 70-80-х годах пермская художественная гимнастика пополнялась «доморощенными» специалистами, выпускниками факультета физвоспитания пединститута. Весомый вклад в подготовку тренеров «художниц» внесли преподаватели, кандидаты наук О. Саулина и Р. Юдина. Долгие годы именно они успешно работали со студенческой командой художественных гимнасток института и общества «Буревестник». Наибольшее развитие пермская художественная гимнастика получила в спортшколе гороно (ныне ДЮСШОР). Сохраняя лучшие традиции, школа стала центром подготовки не только лучших гимнасток Прикамья, но и будущих тренеров. В школе воспитано более 70 мастеров спорта, большинство из которых выбрали своей профессией тренерскую работу.

С ведущими гимнастками Перми работали лучшие концертмейстеры: Сергей Шихов, Александр Кузнецкий, Александр Щербинин, Олег Носков, Александр Редько и другие. Они аккомпанировали гимнасткам сборной команды области в разные годы на самых представительных соревнованиях и, конечно, своей музыкальной культурой и профессионализмом влияли на формирование музыкального вкуса у гимнасток, и тренеров.

Слово о тренере

Первые шаги художественной гимнастики в Перми следует отнести к началу 50-х годов. Преподаватель пермского механического техникума Мария Мычелкина как-то попала в Ленинграде на учебные сборы тренеров и преподавателей по гимнастике. Новая дисциплина захватила ее своей эмоциональной выразительностью, женственностью, не свойственной больше никакому другому виду спорта. Естественно, речь идет о художественной гимнастике. Вскоре в своем техникуме Мария Александровна и организовала свою первую группу. В 1955 году она со своими воспитанницами перешла в детскую спортивную школу гороно. Тогда девчонки уже занимались по программе II разряда для взрослых. Летом того года пермская команда выехала в Волгоград и приняла участие в первых для себя всероссийских юношеских соревнованиях. Наша сборная заняла 6-е командное место. Это был бесспорный успех тренера Марии Мычелкиной. Она была подлинным энтузиастом своего дела. Для нее не было ничего невозможного. Когда заниматься становилось негде, а такое случалось частенько, Мычелкина тренировала девчонок поздним вечером в любом уголочке, куда только пускали. Ее воспитанница, почетный мастер спорта Людмила Блинова вспоминает, что, готовясь к каким-то летним соревнованиям, Мария Александровна тренировала их на открытой эстраде в саду имени Горького.

Вот так Мычелкина поднимала свою первую группу, из которой в дальнейшем выпестовала и первых своих мастеров. В 1960 году мастером спорта стала Л. Блинова, через год ее догнали еще 4 воспитанницы Мычелкиной: З. Тургаева (Кабанова), Л. Орлова (Кумановская), О. Скопина (Саулина) и Н. Шавшукова (Жучкова). И еще чуть позднее – Л. Сединина (Мозокина) и А. Ваганова (Митина).

Гимнастика с пеленок

Принято считать, что такие виды спорта, как синхронное плавание, художественная гимнастика и некоторые другие, специально придуманы для воспитания девочек: нет лучшего способа превратить неуклюжего утенка в прекрасного лебедя. Но есть информация, что в Европе синхронным плаванием вовсю стали заниматься мужчины. Интересно, а в художественной гимнастике есть ли место парням? И, оказывается, есть. В Японии по художественной гимнастике уже несколько лет выступает мужская команда в групповых упражнениях. И не так давно на арене дебютировал 6-летний внук известного российского тренера Ирины Виннер.

Художественная гимнастика один из немногих видов спорта, которая неразрывно связана с музыкой. И приходишь к выводу, что в секции принимаются девочки с обязательным музыкальным слухом. Однако, как говорят специалисты, при наборе в секцию не делается акцент на музыкальные данные девочек. В процессе работы выявляются все их способности, и особо талантливых тренеры просто объединяют в отдельные группы, в будущем рассчитывая на них, как на перспективных спортсменок.

А для занятий в спортивные школы по художественной гимнастике родители сейчас для занятий приводят 2-3-х летних детей. Чем раньше ребенок начинает познавать азы художественной гимнастики, тем больше шансов воспитать из него мастера. У детей в раннем возрасте связки мягкие, и проще им привлечь необходимые упражнения. Также отмечают специалисты.

С первого взгляда кажется, что художественная гимнастика – легкий и изящный вид спорта. Но те, кто наблюдал за тренировками гимнасток «художниц», видел на занятиях их слезы, и мучительные попытки сесть на шпагат, обоснованно могут считать художественную гимнастику жестким видом спорта. И доля правды в этом есть. Чтобы добиваться каких-то результатов на соревнованиях, гимнасткам приходится, что называется, съесть не один пуд соли. У них очень сложный тренировочный процесс. Тренеры не скрывают, что, конечно, на тренировках детей приходится и гнуть, и мять, многие из них не выдерживают таких больших нагрузок и уходят от них. Остаются до конца лишь настоящие фанатки. Ведь работа с 5 предметами (мяч, обруч, скакалка, лента, булава) требуют постоянной координации, и у спортсменок должна быть отменная выдержка. Да и обладать гимнастки должны многими другими качествами: гибкостью, цепкостью, координированностью, музыкальностью.

Интересный вопрос возникает у любителей спорта: «А почему в художественной гимнастике спортсменки рано уходят из большого спорта? Да на самом деле все просто — прежде всего, из-за больших физических нагрузок, после которых организм трудно поддерживать каждый год в хорошей форме. Но часто девочки уходят из-за учебы. Часто решение их родителей становится окончательным.

Ну, а если родители все таки решили отдать своих девочек в художественную гимнастику, то они могут обратиться в такие спортивные пермские спортшколы, как: ДЮСШ «Ника» (ул. Шпальная, 2), ДЮСШ с обучением цирковому искусству (ул. Нефтяников, 60а), СДЮСШОР №1 (ул. Краснова, 23).

Ссылки на источники: фото (screenshot) — http://www.youtube.com/

Рекомендуем по теме: