18+
Досуг
12.06.2011

Завтра! Дмитрий Шостакович и Петр Чайковский в концерте Курентзиса

Олег Чиркунов, поведал сегодня читателям своего днивника в «Живом Журнале», о том, что завтра состоится очередной концерт Курентзиса, и он намерен его посетить.

Концерт симфонической музыки П.И. Чайковского и Д.Д.Шостаковича (Скрипичный концерт D-dur, соч. 35; Симфония №5 D-minor, ор.47), в рамках фестиваля «Белые ночи в Перми», исполнит оркестр «music Aeterna» (дирижер — Теодор Курентзис), состоится 13 июня в 19.00, на сцене одного из старейших театров России — Пермского академического театра оперы и балета имени П. И. Чайковского.

Также губернатор рассказал об электронном письме, полученном из театра, в котором содержалась интересная информация о произведениях Дмитрия Шостаковича и Петра Чайковского, которые планируются к исполнению завтра. Глава региона решил поделиться занимательной информацией с блогерами, а мы рассказать своим читателям.

«Симфония № 5 Дмитрия Шостаковича создана в период между апрелем и июлем 1937 года. Впервые исполнена 21 ноября 1937 года в Ленинграде. Работа имела огромный успех, и, по словам Мстислава Ростроповича, получила овации, длившиеся по крайней мере 40 минут. Симфония является одним из наиболее популярных произведений Шостаковича.

После гонений 1936 года за оперу «Леди Макбет Мценского уезда» и балет «Светлый ручей» Шостакович находился в опале, как автор «балетной фальши» и «сумбура вместо музыки». От него требовали упростить свою музыку и адаптировать её к модели социалистического реализма.

Многие из друзей и родственников Шостаковича к апрелю 1937 года были арестованы и исчезли, композитор опасался, что то же случится и с ним. И Пятая стала той симфонией, где у Шостаковича впервые проявилось умение тонко обмануть власть, маскировать новацию, под сталинский ампир.

Пятая стала образцом героического классицизма, который от него требовали. Шостакович сделал свой музыкальный стиль более аскетичным, усилив содержательность и углубив двусмысленность. Именно в Пятой композитор нашел язык, с помощью которого он мог выражать свое композиторское я, не теряя ни собственной гениальности, ни фавора властей.

Концерт для скрипки с оркестром Петра Чайковского.

Концерт для скрипки с оркестром Чайковского написан в 1878 году, во время пребывания композитора в Швейцарии. Хотя композитор уже имел несколько удачных опытов сочинения для скрипки с оркестром, в работе над концертом он прибег к помощи друга и ученика – скрипача Иосифа Котека.

Первое публичное исполнение произведения прошло в частном собрании: партию скрипки исполнил Котек, а автор аккомпанировал ему на фортепиано.

Концерт в начале был посвящён известному виртуозу Леопольду Ауэру, но тот не решился сыграть это произведение отчасти из-за его сложности, отчасти из-за чрезмерной серьезности музыкального материала.

Первый раз концерт исполнил с оркестром 4 декабря 1881 года в Вене Адольф Бродский, ставший пропагандистом концерта в Европе, а затем и в России. Чайковский, оценив то, что скрипач играл это виртуозное сочинение в Европе сменил прежнее посвящение на посвящение Бродскому.

Концерт является одним из лучших произведений русского музыкального искусства. Наряду с Первым концертом для фортепиано с оркестром и Вариациями на тему рококо для виолончели с оркестром, это лучшее сочинение Чайковского в концертном жанре.

В настоящее время этот концерт является обязательным произведением для исполнения на Международном конкурсе имени Чайковского».

Ссылки на источники: http://chirkunov.livejournal.com — http://chirkunov.livejournal.com/; http://theatre.perm.ru — http://theatre.perm.ru/

Рекомендуем по теме: